Пятница, 18 Октября 2013 17:00 1622

Валерий Семенов: «Портрет юного Павла — настоящий ребус»

Вчера в гатчинском дворце-музее открылись сразу две выставки. Одна из них - "Восток и Запад: взаимное влияние двух культур" будет знакомить гатчинцев и гостей города с уникальной коллекцией дальневосточных произведений искусства XVI - начала XX века. Вторая выставка - одного экспоната - "С великим прадедом сравнись" - представляет "Портрет великого князя Павла Петровича".

Валерий Семенов: «Портрет юного Павла — настоящий ребус»

Среди многочисленных портретов юного Павла работа кисти основоположника школы русской академической живописи Антона Павловича Лосенко выделяется особо. И дело не только в художественных достоинствах картины. Главная задача выставок одного экспоната - не просто представить известное или незнакомое произведение искусства, но и обратить внимание на их "изюминки". А работа Лосенко в этом смысле - настоящий ребус, дающий богатый материал для исторических сопоставлений. Заместитель директора ГМЗ "Гатчина" по научной работе Валерий Семенов отмечает:
- Первая изюминка - он держит в руках гравюру с изображением Петра I, то есть как бы провозглашается. что это - продолжатель дела Петра, и в тех условиях, когда создавался портрет, понятно, что именно Павел рассматривался как законный наследник и продолжатель дела Петра.

Названием выставки послужила строка из оды Ломоносова "на рождение Его императорского высочества государя великого князя Павла Петровича". Но представленная здесь картина - не только изображение юного наследника престола. Это портрет эпохи.

- Книга на столе у Павла - "О должности человека". Казалось бы, у будущего императора должен быть какой-нибудь трактат или установление законов. Это время тенденций, когда стали задумываться о месте человека в обществе, стали рассуждать, кто такой человек и для чего он живет. Эти просветительские тенденции впитал и Лосенко, и поэтому создал портрет с определенной программой.

По стенам небольшого зала, где размещен портрет, датированный 1763 годом - стенды с увеличенными фрагментами картины. Кстати, именно благодаря подобному внимательному рассмотрению, только в 20 годы прошлого века было установлено авторство Лосенко: долгое время этот портрет приписывался кисти другого русского художника Рокотова. Оценить детали и полотно в целом гости гатчинского дворца могут сами: выставка будет открыта до марта следующего года.

Яндекс.Метрика