Среда, 16 Октября 2013 11:41 1630

Во Дворце появится юный Павел I

С 18 октября в залах Гатчинского дворца-музея начинает работу выставка одного экспоната «С великим прадедом сравнись...», на которой будет представлен «Портрет Великого князя Павла Петровича в детстве» из коллекции ГМЗ «Гатчина» — шедевр кисти выдающегося русского художника, основоположника школы русской академической живописи А. П. Лосенко.

Во Дворце появится юный Павел I

Среди многочисленных портретов юного Павла — сына императрицы Екатерины II — особо выделяется работа Антона Павловича Лосенко. И дело не только в бесспорных художественных достоинствах картины. Портрет этот — как увлекательный ребус, дающий пытливому исследователю материал для исторических сопоставлений. Прежде всего, это не только изображение юного наследника российского престола, но и яркий портрет эпохи: картина датируется 1763 годом, временем воцарения Екатерины II, взявшей курс на преемственность политики с Петром I. Не случайно в правой руке Павла — гравюра с картины Якопо Амигони «Петр I с Минервой». Названием выставки послужила строка из Оды М. В. Ломоносова на рождение Его императорского высочества государя великого князя Павла Петровича. Автор пророчит наследнику престола продолжение славных петровых дел: «Расти, расти, расти, крепися, С великим прадедом сравнися, С желаньем нашим восходи».
Но драматичной оказалась не только судьба будущего императора Павла I, на которого современники возлагали столько надежд. Автор портрета А. П. Лосенко, переживший блистательный карьерный взлет, получивший звание первого русского академика, а также почет и заслуженное уважение в художественных кругах России и Европы, в 1772 году занял пост директора Академии художеств и столкнулся с интригами, бездушием, с унизительной зависимостью от придворной камарильи. Хорошо знавший его скульптор Фальконе, создатель знаменитого «Медного всадника», взывал к Екатерине II: «Лосенко не в состоянии коснуться кисти. Его погубят, несомненно. Он первый художник нации, к этому остаются нечувствительны, им жертвуют...». Екатерина лицемерно обещала свою помощь, но Лосенко не дождался ее: измученный духовно и физически, на тридцать шестом году жизни художник скончался.
Кураторы выставки создают широкий историко-культурный контекст, помещая «Портрет Великого князя Павла Петровича в детстве» в интерьер эпохи.

Яндекс.Метрика