Понедельник, 23 Июня 2014 16:59 2143
В России плацкартные вагоны заменят на двухэтажные купе
ФПК (дочерняя компания ОАО РЖД по перевозке пассажиров в дальнем следовании) хочет перейти от закупки плацкартных вагонов к двухэтажным купе и обратилась по этому поводу в Минпромторг. Глава ФПК Михаил Акулов подтвердил это, пояснив, что оператор просил министерство отнести двухэтажные вагоны к регулируемому сегменту (сейчас регулируются плацкарт и общие вагоны) и сменить субсидирование перевозок в плацкартных вагонах на господдержку двухэтажных.
Господин Акулов не уточнил объем необходимых субсидий, не раскрыли его и в Минпромторге. Но глава ФПК пояснил, что в субсидии для компании заложены только операционные расходы, но не инвестиционные. При переходе на двухэтажные составы ФПК сможет изменить принципы субсидирования таким образом, чтобы получаемых сегодня в качестве субсидий 25 млрд руб. хватало и на обновление парка. «Мы написали, что готовы получить субсидию через Государственную транспортную лизинговую компанию (ГТЛК)»,— добавил Михаил Акулов.
Сейчас плацкарт наиболее популярен: в 2013 году на него пришлось 70% от 110,7 млн пассажиров дальнего следования. Тарифы в регулируемых перевозках ниже экономически обоснованного уровня: выручка ФПК в прошлом году в этом сегменте — 87 млрд руб., а расходы — 106 млрд руб., а в нерегулируемых перевозках — 88,1 млрд и 88,9 млрд руб. соответственно. Государство компенсирует ФПК расходы, но, например, в 2013 году в бюджете на это было заложено всего 13,2 млрд руб.— вдвое меньше, чем в 2012 году (во втором полугодии ФПК удалось получить еще 10 млрд руб.).
На 2014 год в бюджете заложено 27 млрд руб., но дальнейший объем госпомощи не определен, а Минфин предлагал прекратить дотацию дальних перевозок. ФПК сокращает закупку новых составов: в 2013 году компания приобрела 393 вагона, из них 167 — плацкартных, а в этом собирается купить 295 (38 плацкартных). Всего в 2014-2016 годах ФПК купит лишь 88 плацкартных вагонов. Но старый парк выбывает быстрее: в этом году ФПК спишет 903 плацкартных вагона, а до 2020 года — 4,7 тыс. вагонов из 8,6 тыс. Всего в парке ФПК 22,1 тыс. вагонов.
О желании отказаться от плацкарта глава ОАО РЖД Владимир Якунин говорил еще прошлой осенью, альтернативой ему он назвал двухэтажные поезда. Тогда же ФПК запустила первый такой поезд между Москвой и Адлером, стоимость проезда в нем была на 30% ниже купе (минимальная цена — 3,2 тыс. руб.).
Как уточнили в ФПК, такие тарифы действовали только до 16 апреля 2014 года, а затем были повышены из-за роста спроса в летний период. В этом году компания купит 50 двухэтажных купейных вагонов для направлений Москва—Петербург и Москва—Казань, еще 15, но с местами для сидения будут куплены в 2015 году для маршрута Москва—Воронеж. Если государство поддержит субсидирование двухэтажных купейных поездов, разница в цене билета с плацкартным вагоном будет 20-30%, заявили в ФПК.
Минпромторг подготовил проект изменений в постановление правительства от 20 января, регулирующее субсидии для лизинговых компаний, дающих скидки на покупку «инновационных вагонов». В него, помимо грузовых, будут включены и «двухэтажки». Это подтвердил и глава департамента транспортного и специального машиностроения Александр Морозов, сославшись на поручение правительства. По его словам, двухэтажные вагоны согласованы с ОАО РЖД и Минтрансом как более эффективные: они дают снижение издержек до 30%. В обновленной версии проекта постановления говорится, что субсидии могут выделяться как лизинговым компаниям, так и покупателям вагонов. Их размер определен как «90% суммы затрат на уплату процентов по кредитам, полученным с 1 января 2013 года на покупку вагонов, либо направленных на рефинансирование кредита», но не более 0,9 от ставки рефинансирования ЦБ. Сейчас «двухэтажки» делает Тверской вагоностроительный завод (ТВСЗ, входит в «Трансмашхолдинг»), их стоимость ни в ФПК, ни в ТВСЗ не уточнили. По оценке главы «Infoline-Аналитика» Михаила Бурмистрова, двухэтажный поезд стоит примерно в 1,5 раза дороже обычного — $2 млн. В ГТЛК заявили, что готовы поддержать любое решение правительства, направленное на обновление подвижного состава через лизинговые схемы. Источники на рынке говорят, что ГТЛК может использовать схему, аналогичную программе лизинга дорожно-строительной техники в 2009 году.
Тогда компания получила из бюджета взнос в уставный капитал, на который закупала технику и передавала ее в лизинг на льготных условиях.
Источник: http://kommersant.ru/
Фото: http://operkor.net/