Понедельник, 17 Июня 2013 16:54 1500

Сергей Шабанов: «Ситуация с мигрантами ведёт к социальной напряженности»

14 июня Уполномоченный по правам человека в Ленинградской области принял участие в заседании круглого стола Общественной палаты Ленинградской области на тему: «Трудовая миграция в Ленинградской области: преимущества и проблемы. Пути решения проблем». В своём выступлении Сергей Шабанов внес в проект Рекомендации Общественной палаты несколько предложений.

Сергей Шабанов: «Ситуация с мигрантами ведёт к социальной напряженности»

В выступлениях звучало, что Россия занимает второе место в мире по объёму трудовой миграции после США. Особенностью нашей страны являются и большие масштабы нелегальной трудовой миграции. По оценкам экспертов, количество нелегальных мигрантов примерно равно количеству мигрантов, находящихся в стране на законном основании.
Сегодня мигранты уже перестали служить государственным интересам и начинают служить интересам корпораций, заинтересованных в минимизации издержек. Для общества данная ситуация ведет к росту социальной напряженности. Опыт других стран показывает, что иностранные граждане, как правило, не проникаются культурой той страны, в которой работают. Из этого следует важный вывод – привлечение иностранных работников имеет стратегический смысл только в случае их ассимиляции, постепенного приобщения к культуре страны проживания. Если этого не происходит, то социокультурный кризис неизбежен. К сожалению, в России сиюминутные экономические цели пока превалируют над здравым смыслом и фундаментальными ценностями.
Несмотря на огромные объёмы привлечения иностранной рабочей силы, миграционная политика в Российской Федерации неэффективна. Основные причины этого – несовершенство институциональной структуры управления, чрезмерная бюрократизированность, негибкость, непрозрачность применяемого механизма квотирования и значительная коррумпированность миграционной сферы.
Что касается Ленинградской области, то в ходе круглого стола прежде всего было отмечено существенное отставание области от Санкт-Петербурга в части современного информационно-медицинского обеспечения. В Ленинградской области отсутствует программный продукт для проверки подлинности медицинских заключений, отсутствует единая база и ответственный орган. Это означает, что у мигрантов в области есть возможность пройти медицинскую комиссию, перебирая одно лечебное учреждение за другим. После нескольких отказов по причине какого-либо заболевания, в отсутствие единой информационной базы, настойчивые мигранты где-нибудь, но находят для себя положительную справку, подлинность которой просто проверить нет возможности. При этом в связи с плохими условиями проживания, крайне недостаточным питанием, изменением климата, высокой трудовой физической нагрузкой, отсутствием медицинского наблюдения среди мигрантов - очень высокая заболеваемость различными недугами, среди которых на первом месте туберкулёз. В соседнем же субъекте система работает более 4-х лет. Вопросы хранения врачебной тайны и защиты персональных данных вполне урегулированы.
В своём выступлении Сергей Шабанов внес в проект Рекомендации Общественной палаты несколько предложений. В частности, Уполномоченный предложил Губернатору Ленинградской области принять программу возрождения на территории Ленинградской области профессионального обучения по принципу ПТУ. Области, как и Санкт-Петербургу, катастрофически не хватает квалифицированных рабочих, в том числе и среди коренных жителей. Большая часть мигрантов регистрируются как разнорабочие и позднее приспосабливают свои навыки к полученной работе. Обучение в таких училищах по той или иной программе должно стать обязательным для большинства трудовых мигрантов. Для этого необходимо и федеральное решение об  обязательности такого образования, заключения договоров на обучение и финансирование со стороны бизнеса и, возможно, стран-импортёров трудовых ресурсов.
Также Уполномоченный внес в проект Рекомендации предложение Губернатору Ленинградской области рассмотреть все аспекты создания областного жилищного фонда в соответствии с жилищным кодексом РФ. Это и строительство «доходных» домов, и социального жилья, и общежитий для трудовых мигрантов. Прежде всего, такой фонд будет стимулировать внутреннюю трудовую миграцию, привлечение в область рабочих других регионов, снизит исход собственных трудовых ресурсов в большие города. Молодёжь, не имеющая специальности и трудовых навыков, не может применить себя в поселениях и стремится в большие города, которые поглощают её, предоставляя непроизводительную и непрофессиональную работу. Специализированный жилищный фонд обеспечит улучшение условий проживания мигрантов, их здоровье, позволит организовать всесторонний контроль и надзор со стороны уполномоченных органов, будет способствовать нераспространению опасных инфекционных заболеваний.

Яндекс.Метрика