Четверг, 16 Октября 2014 10:22 1516

На фасаде Спаса на крови вновь появятся реставрационные леса

Новые реставрационные работы начнутся в 2015 году на фасаде знаменитого храма «Спас на крови» (храма Воскресения Христова), воздвигнутого на месте гибели императора Александра II на набережной канала Грибоедова.

На фасаде Спаса на крови вновь появятся реставрационные леса

Собору требуется реставрация облицовочного кирпича и мраморного известняка, сообщила заместитель директора музея Четырех соборов Валентина Зеленченко журналистам в среду. На реставрацию фасада, по ее словам, требуется 300 тыс. рублей. Смета уже составлена и направлена для включения в бюджетную программу города на 2015 год. Для выполнения этих работ на стенах храма снова смонтируют реставрационные леса, что напомнит петербуржцам об облике Спаса на крови, который огорчал жителей города в течение многих десятилетий в ХХ веке.

Сколько продлится реставрация на этот раз, зависит от финансирования, сказала Валентина Зеленченко. В музее говорят, что «она будет бесконечной, учитывая агрессивность петербургского климата и обилие чувствительных к его воздействию элементов декора фасада».

В планах 2015 года и продолжение реставрации внутреннего убранства храма. Предстоит воссоздать шесть эмалевых складней на Царских вратах. Это иконы на медной основе, покрытые ювелирной эмалью. Стоимость работ — 13,5 млн рублей. По словам Зеленченко, музей рассчитывает в ближайшие годы приступить к воссозданию трех крестов на Царских вратах. Эти уникальные изделия из горного хрусталя с алмазной огранкой были сняты и уничтожены в 1920-х годах. Для проведения этих работ уже закуплен горный хрусталь, но из-за сложностей с финансированием они не включены в план 2015 года.

Еще один крупный реставрационный проект в храме — реставрация Сени, установленной непосредственно над местом покушения на царя. К середине декабря в музее планируют завершить реставрацию двух подзоров Сени, а в дальнейшем приступить к реставрации всего сооружения, также разрушенного в 1920-х годах, когда храм был объявлен не имеющим художественной ценности и отдан для хозяйственного использования.

Спас на крови — совместная работа архитектора Альфреда Парланда и архимандрита Игнатия (Малышева). Величественное творение церковной архитектуры построено в псевдорусском стиле в начале ХХ века на месте смертельного ранения императора-реформатора Александра Второго. Собор был освящен в 1907 году. В 1930 году храм закрыли и позже предлагали взорвать, но эта идея, к счастью, не осуществилась. В годы блокады в главный купол попал снаряд, но чудом не взорвался. Вновь храм пытались уничтожить в 1953 году, но и эти планы потерпели крах. В последующие годы он использовался как склад и картофелехранилище. Реставрация собора началась в 1970 году после передачи его музею. Однако работы затянулись на много лет, и «Спас на крови» в строительных лесах превратился в привычный элемент городского пейзажа, а его «освобождение» стало символом несбыточной мечты ленинградцев. Этот сюжет прочно утвердился в городском фольклоре, нашел отражение в творчестве поэтов и бардов — Александр Розенбаум упомянул о нем в одной из своих песен. В 1980-е годы горожане даже придумали шутку, что «когда снимут леса со “Спаса на крови”, кончится советская власть». Эта «примета» оказалась верной: реставрация храма завершилась уже в 1990-е годы.

В настоящее время храма Воскресения Христова входит в комплекс музея Четырех соборов. Ежедневно в высокий сезон Спас на крови посещают до 8 тыс. туристов, в низкий — около 3 тыс. Реставрационные работы проводятся в нем по мере необходимости и при наличии финансирования. Один из последних реставрационных проектов был закончен в декабре 2013 года. Тогда были воссозданы 12 мозаичных икон Афонских святых на фланкировочных столбиках иконостаса. За проведение этих работ с применением так называемой «тянутой» смальты разных профилей и конфигурации мастер Игорь Лавриненко был удостоен международной премии на Европейской выставке в Лейпциге.

Источник: http://itar-tass.com/

Яндекс.Метрика