Вторник, 15 Октября 2013 12:32 1720

Виктория Тимофеева: «Сталинград» выглядит слишком по-голливудски»

10 октября в прокат вышла лента Федора Бондарчука «Сталинград», номинированная на «Оскар». Своими впечатлениями от премьеры со smotri19-30.ru поделилась телеведущая «ОРЕОЛ-ТВ» Виктория Тимофеева:

Виктория Тимофеева: «Сталинград» выглядит слишком по-голливудски»

«Предвкушая премьеру, я рассчитывала увидеть серьезный военный фильм, масштабную историческую драму о Великой Отечественной войне и о нашем наследии. Впрочем, «замашки» у режиссера «Сталинграда», видимо, были именно такие, но…

Сразу скажу, сюжет неплохой. Эта история начинается в наше время: российский МЧСник (Федор Бондарчук) спасает группу немецких туристов после землетрясения в Японии. Одна их немок говорит ему, что потеряла отца, на что спасатель рассказывает девушке историю своей мамы. Она называла его отцами пять советских воинов, спасших ее во время Сталинградской битвы и отдавших там свои жизни. На этом месте действие переносится в 1942-й и сосредотачивается на одном крохотном эпизоде — на полуразрушенном доме, ставшим последним препятствием на пути немцев к Волге, в котором засел небольшой, но упорный отряд русских солдат – тех самых отцов. Забегая вперед, скажу, что мужиков в кадре при этом шестеро, догадайся мол сам, кто тут лишний.

В сценах боев Бондарчук, видимо, решил покорить зрителя зрелищностью. Специально для съемок «Сталинграда» под Питером были отстроены масштабные декорации, создатели фильма воспроизвели несколько кварталов Сталинграда – даже скопировали всем известный памятник «Детский хоровод». Похвально, но получилось больше похожим не на реальный город, а на компьютерную игру. Всё смотрится чересчур красиво. Я бы даже сказала – театрально красиво. И проблема не только в интерьерах и декорациях. «Красивость» есть и в самой режиссуре. Поэтому иногда «Сталинград» становится уж слишком эффектным. Слишком «голливудским». Пылающие от фашистского огня люди, толпой бегущие на врага, не взирая на то, что горят заживо. Жалкая горстка наших солдат, на раз-два раскидывающая немцев. Отфотошопленные картинка за картинкой, честное слово, напоминают больше кадры из «300 спартанцев», нежели реальный исторический факт. И что уж говорить, когда одна из героинь в небольшой и самой «откровенной» сцене (за что действительно спасибо Бондарчуку, так это за отсутствие пошлости!) остается в одних чулках. И это в лютый холод, в войну! Слишком неправдоподобно и даже неуместно в этом случае!

Все эти недостатки могла бы скрасить игра актёров. Но, к сожалению, многочисленные диалоги и вне боевые сцены также смотрелись весьма наигранными и неестественными, я бы даже сказала бездушными! Главный герой капитан Громов (Пётр Фёдоров) лично у меня не вызывает никаких эмоций – ни гордости, ни жалости, ничего… В МТVшном «Клубе» актёр смотрелся гораздо натуральнее.

Отметить можно лишь игру немца Томаса Кречманна. Он то уж точно переигрывает всех русских актеров. По сценарию гитлеровский офицер влюбляется в русскую красавицу Машу. Молодая девушка очень похожа на его покойную жену, и тот частенько приходит ее «навещать». Защитить Машу некому: семьи у нее нет, а соседи незаслуженно называют девушку «немецкой подстилкой». Кречманн блистательно передал все терзания немца, который хочет добиться взаимности от своей любовницы поневоле. И не случайно именно ему отдана реплика о бессмысленной жестокости войны. Но вот исполнительницы роли Маши Яне Студилиной раскрыть глубокий образ своей героини, по-моему, не удается. Что движет девушкой – любовь, страх, ненависть, не понятно. А жаль, более того, даже обидно, какая роль могла бы получиться! На мой взгляд именно эта пара должна была донести до зрителя мысль о том, что не люди воюют между собой, а государства, высшие чины. Человек — лишь очередная марионетка в руках владык, развязавших никому не нужное кровопролитие. Но даже в этом отчаянии есть место любви, жалости, преданности, сочувствию....

Единственная по-настоящему душераздирающая сцена – та, в которой немцы устраивают для укрывшихся в доме советских солдат показательную казнь. На их глазах фашисты заколачивают сталинградскую еврейку с ребенком в старом автобусе и поджигают из огнемета.

В общем и целом, не скажу, что картина совсем уж провальная. Как заметил в одном из своих интервью Пётр Фёдоров, «Сталинград» - «это комикс». Таким, по мнению актёра, и я с ним полностью согласна, этот фильм способно принять поколение next. Поколение, выросшее на голливудских спецэффектах, новое поколение тургеневского Базарова, нигилистов, отвергающих всё не модное, не зрелищное... Пусть хотя бы в таком немного извращенном варианте этот тип людей вспомнит об истории и подвиге своего народа.

А мне, человеку, воспитанному на «А зори здесь тихие» и «Они сражались за Родину», приходится признать: золотой век фильмов «про войну» закончился с Советским Союзом. А попытки возродить жанр масштабных полотен на тему Великой Отечественной – пока что безуспешны.

Яндекс.Метрика