Вторник, 29 Января 2013 12:07 2419

Анатолий Павленко: «Неверующих людей нет»

Отец Анатолий служил настоятелем Покровской церкви в Мариенбурге с апреля 1996 года. Это интервью с ним было записано Галиной Паламарчук в 2009 году. Предлагаем некоторые выдержки из него.

Анатолий Павленко: «Неверующих людей нет»

 

- Нижнее помещение церкви мы восстановили три года назад, - рассказал отец Анатолий. - У нас был прихожанин-энтузиаст, инженер, окончил Кораблестроительный институт, был без работы. Мы с ним прощупали, что у церкви есть подвал. Остались различные воспоминания об истории создания церкви, одно из них такое: церковь показалась царю маловатой (она строилась на личные деньги Александра III), он приказал разбить боковые стены и достроить ее. Если бы это было так, то был бы первоначальный фундамент, но версия не подтвердилась. А подвал удалось освободить от накопившегося мусора и земли. Тот инженер пробивал дыру в подвал целый месяц. Командир Красных казарм дал четырех солдат — они месяц выносили отсюда мусор. Второй прихожанин на КамАЗе все вывез. Потом мы стали облагораживать нижнее помещение, штукатурить. «Рембаза» дала сухой штукатурки. Прихожанин оплатил работы штукатуров. Потом мы обратились в институт исследования зданий, где нам дали официальное заключение о том, что в помещении могут бывать люди. Все бесплатно.

Когда я пришел сюда служить, храм был в запущенном состоянии. Это был 1996 год. Тяжело. Первый год у меня не было знакомых.  На следующий нашлись люди — сам пришел бригадир с Западной Украины. Работал два сезона. До этого я искал помощников среди гатчинцев, подряжалось четыре бригады, но так складывались обстоятельства, что они отказывались. Люди с Украины оказались работящие. Хорошо все сделали. Тогдашний мэр Гатчины Станислав Семенович Богданов помог с газом. Сначала газифицировали дом, потом церковь. Это был 2003 год.

Когда-то в Гатчине только Павловский собор был приходским храмом для всей Гатчины, все остальные храмы (их было 17) были, что называется,  ведомственные. Там, где Красные казармы, была церковь Сергия Радонежского для военных, туда простые прихожане не ходили, Покровский храм был монастырский, было представительство монастыря Волосовского района. Раньше было не так, как сейчас: где хочешь, там крестишь, где хочешь, отпеваешь. Нет. Тогда это можно было сделать только в Павловском соборе. Там находились метрические книги. Покровская церковь в Мариенбурге была для егерей.

Сейчас все храмы приходские?

Сейчас все изменилось, только в непонятную сторону. Если раньше люди были приписаны в какому-то храму (как сейчас жители Аэродрома приписаны к аэродромовской поликлинике), то теперь в церкви кто куда хочет, тот туда и идет.

Вы думаете, это неправильно?

Как и везде, есть свои плюсы и свои минусы. Плюс в том, что человек может выбрать и храм по душе, и священника по душе, и молящихся, но, с другой стороны, есть люди, которые хотят, чтобы их никто не знал, чтобы даже священник их не знал, он сегодня пришел сюда, завтра — туда, это все равно, что сегодня лечится у одного врача, завтра у другого той же специальности.

Но если выбрал по душе, то, наверное, не пойдет к другому?

Да. В основном, люди через какой-то период такого хождения, блуждания все-таки на чем-то останавливаются.

У Вас много прихожан?

Постоянных человек 200. Конечно, они не каждое воскресенье ходят, но я их знаю. Есть прихожане, которые постоянно посещают храм в какой-то период, например, питерские дачники, живущие здесь летом. Я их знаю. Это семей до 10-ти. Некоторые местные переезжают, становятся прихожанами других храмов, тогда они предупреждают меня об этом.

Сколько у Вас было прихожан, когда Вы пришли?

Прихожан было меньше — 70-100 на большие праздники (сейчас — 130). С той поры, я считал, умерло примерно 30 пожилых прихожан. Я уже покрестил детей тех, кого я покрестил, когда пришел и когда им было лет по семь.

Среди прихожан много молодых людей?

Да.

Они сами приходят к вере или благодаря родителям, семье?

По-разному. Например, когда я пришел, то были (это заслуга предыдущего настоятеля отца Никиты) несколько семей верующих. Сейчас эти дети уже женатые. То есть родители воцерковились и детей привели в церковь. Они в церкви выросли. А некоторые сами приходят. Есть один парень, я пришел, ему было лет 16, сейчас 31, смотрю, ходит, рыженький, каждую неделю. Спросил: «А родители ходят?» «Нет, я сам хожу». Родители до сих пор не ходят, то есть они не против, но сами не ходят. Оказалось, что он музыкальный мальчик, мы поставили его в хор, он до сих пор поет. Как-то пропал. Я спрашиваю: «Где Леша?». Говорят, что в армии. Отслужил, вернулся, снова стал приходить.

У нас среди прихожан много приезжих из Казахстана, из Закавказья.

Скажите, отец Анатолий, те, кто приходят в храм, крестятся, ставят свечки — все ли они верят в Бога?

Нет, но убежденно неверующих людей нет. Те, что приходят в храм просто так, свечку поставить, все равно идут к вере. Много людей суеверных. Кто-то у кого-то заболел, они обращаются к гадалкам, те говорят: нужно сходить в семь церквей поставить по семь свечей. Они идут и это делают. Не скажу, что они неверующие, но от недостатка правильности веры растет суеверие во всем. И все-таки неверующих нет.

Почему Вы так думаете?

Я лично не встречал людей, которые ни во что не верят. Например, противоположное христианству — сатанизм, но ведь это тоже люди верующие, они верят в сатану. У меня отец — коммунист. Нужно было что-то сделать в воскресенье, он говорил: нет, не буду. Почему? Я вырос в сельской местности, и люди помнили случаи, когда с кем-то что-то случалось, когда нарушали праздничный день. Это очень запоминалось. Например, 11 сентября есть праздник — Усекновение главы Иоанна Предтечи. Он считается очень важным, в церкви в этот день устанавливается строгий пост. В народе этот праздник чтут и не работают в этот день. В нашем селе был случай (Полесье, Киевская область, Чернобыльский район) после войны, бабушка рассказывала, колхозы выгоняли на работу по воскресеньям. Женщины на селе носили широкие юбки, и одну из них затянуло в машину, которая мяла лен. Пока заметили, пока остановили, ее растерзало. Это очень повлияло на людей, в другие годы они не ходили работать по воскресеньям. Есть то, что в народе передается суеверием, а есть то, что передается в качестве полезного опыта. Если кто-то сунул палец в розетку и его ударило током, почему не поделиться опытом с сыном или дочерью, не предостеречь их?!

Вы связываете этот случай с тем, что это произошло именно в воскресенье. А если бы это произошло в любой другой день?

Возможно. Но все в селе связали это именно с этим. Может быть, это могло произойти в другой день, но почему-то произошло именно в воскресенье.

И это не суеверие?

Нет. В Библии много есть подобных примеров, когда Господь, любя людей, предупреждает их о том или о другом. Если эти заповеди нарушаются, происходят определенные действия, наказание за ослушание. Если заповеди не нарушаешь, жить легче.

 

Яндекс.Метрика